С левыми эсерами полностью разберутся позже, летом 1918 года, после эсеровского мятежа, спровоцированного попыткой ареста членов их партии после убийства немецкого посла. А пока что большевиков больше всего волновали анархисты. Они были еще более жесткими и боевыми, чем большевики, имели много вооруженных отрядов по стране, контролировали многие районы Москвы. Как только был заключен Брестский мир с немцами, большевики стали собирать освободившиеся силы, чтоб разгромить братьев по оружию
Надо признать, анархисты были не очень симпатичными персонажами. Конечно, там были идейные революционеры, но было очень много и просто уголовников, занимавшихся в основном грабежами. Но не будем забывать, что ровно то же самое можно сказать и про большевиков - и у них количество уголовников, убийц, грабителей, садистов - было очень значительным. Поэтому причиной разгрома анархистов было в первую очередь то, что они были политическими конкурентами, а вовсе не только их криминальный состав.
12 июля большевики провели в Москве настоящую военную операцию. К тем кварталам, где были укрепленные базы анархистов, стянули отряды ВЧК и войска, расставили пулеметы, орудия, оцепили все улицы, и начали войсковую операцию. Дома, которые активно сопротивлялись, обстреливали из пушек. Начатая ночью, операция окончилась к полудню. Было убито около 30 анархистов, 400 арестовано. Среди чекистов погибли и ранены около 10 человек.
Сообщение газеты «Правда» о проведенном ВЧК разоружении анархистов в Москве «11 апреля состоялось экстренное заседание Чрезвычайной комиссии, на которое были приглашены представители учреждений и всех городских районов и было решено в ночь на 12 апреля приступить к разоружению различных групп, именующих себя анархистами, ибо за последнее время с их стороны произошел целый ряд вооруженных выступлений, сопровождавшихся насилиями и грабежами. Кроме того, имелись сведения, что у них хранится масса оружия, бомб, взрывчатых веществ и даже орудия. Все это, несомненно, представляло постоянную угрозу для населения Москвы и должно было быть ликвидировано. В ликвидации приняли участие отряды Чрезвычайной комиссии и советские войска: с вечера были приняты все меры предосторожности, т.е. соответствующие районы оцеплены, расставлены пулеметы, районные Советы предупреждены. Всего было намечено к ликвидации 25 очагов. Вечером же был произведен ряд арестов, причем особых эксцессов не было. В 12 часов ночи отряды приступили к операциям: против занятых анархистами особняков были выставлены броневики, и осажденным было предложено выдать оружие. Большинство особняков после самого незначительного сопротивления сдались и выдали оружие. Отчаянное сопротивление оказали засевшие в доме «Анархия» на М. Дмитровке, на Поварской улице, в д. № 9, в особняке Цейтлина и на Донской улице. На Поварской улице пришлось взорвать ворота, и только тогда осажденные сдались и выдали оружие; на М. Дмитровке анархисты, видимо, знали о предстоящем разоружении и приготовились к обороне: были выставлены пулеметы в окнах и на крышах соседних домов, расставлены часовые и даже поставлено горное орудие. На предложение сдаться раздались ружейные выстрелы, было брошено несколько бомб.
После оживленной перестрелки со стороны анархистов раздался рев пушки, тогда решено было обстрелять дома, где они засели, артиллерией. Первыми же выстрелами было сбито выставленное анархистами горное орудие, вторыми разбит подъезд дома «анархия»; еще несколько снарядов – и осажденные сдались. В доме «Анархия» найден огромный склад всевозможного оружия от револьверов до горных орудий включительно. В подвале дома обнаружены большие запасы продовольствия.
На Донской улице отряды Чрезвычайной комиссии также встретили упорное сопротивление, и только к 12 часам дня было закончено разоружение. К 2 часам дня все было закончено, оружие отобрано и переписано, арестованные – около 400 человек – отправлены в Кремль, где Чрезвычайная комиссия приступила к допросу. Состав арестованных весьма разношерстный – много женщин и подростков в форме различных учебных заведений. Отмечен целый ряд лиц с громким уголовным прошлым.
Во время операций пострадали от обстрела дома бывшего купеческого общества, Цейтлина, Грачева на Поварской и 2 дома на Донской улице. Со стороны анархистов убито и ранено около 30 человек, из отрядов Чрезвычайной комиссии ранено 10-12 человек.
P.S. газета «Анархия» по распоряжению Чрезвычайной комиссии закрыта».
Анархисты не исчезли как сила. И большевики еще не раз с ними заключат тактические союзы на время. Так, например, анархист Нестор Махно помог сдержать наступление Деникина на Москву в 1919 году, а в 1920 году именно анархисты берут для большевиков Крым. Но каждый раз все кончалось так же: как только они помогали большевикам, те арестовывали их руководство, до кого могли дотянуться, и расстреливали, остальных с боями разгоняли.
На фото - командир анархистов, легендарный батька Нестор Махно
Для партии большевиков не было таких слов, как дружба, сотрудничество, общие идеалы, верность слову. Их интересовала лишь власть, и ради этого они шли на все - от массовых казней невинных людей до убийств собственных товарищей.
Каковы были итоги для России этого события? С одной стороны, положительными - чем меньше уголовников, тем лучше. С другой - все же плачевными. Уничтожив сначала анархистов, а потом эсеров, большевики стали единственной правящей силой в стране. А партия, не имеющая сдерживающей ее оппозиции, всегда скатывается к безграничному произволу и террору. Уничтожив всех своих политических соперников, развязав себе руки, большевики со временем превратили население страны в еще больших рабов, чем те были при крепостном праве, подавили в людях любую способность к сопротивлению, к инициативе, к проявлению самостоятельности и свободы мысли. Все это очень напоминало события Французской революции 1789-1794 годов, где точно так же якобинцы избавились от крайне левых эбертистов и правых дантонистов, а до этого еще и революционеров-жирондистов, и тоже начали непрерывный террор. В итоге выросли поколения, не способные к самостоятельности , запуганные властью и боящиеся изменений, покорные и легко внушаемые. И последствия этого мы ощущаем до сих пор.
Journal information