Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat

Category:

ИЗУЧАЯ ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГА. Необычная станция Белоостров

Белоостров - станция железной дороги, которая не имеет больше аналогов в Петербурге и Ленинградской области. Кроме того, она еще - и часть нашей истории, потому что когда-то именно здесь была российско-финляндская граница. О том, чем так необычна для нашего региона эта станция, я и расскажу сейчас в этой заметке, а заодно покажу фотографии Белоострова, сделанные во время небольшой прогулки.



Итак, чем же она так необычна?

Дело в том, что она принадлежит двум разным веткам железной дороги. И для одной, сестрорецкой, она - конечная станция. А для другой, выборгской - промежуточная. Причем раньше, когда цена на билеты зависела от зон, в которую попадали станции, и у каждой остановки была своя, присвоенная ей зона, Белоостров по одной ветке числился в 4 зоне, а по другой - в 5-ой! (Сейчас зон нет, и цена зависит от расстояния, на котором станция находится от Финляндского вокзала, а в билете стоит просто "Белоостров", поэтому, по какой бы ветке вы ни ехали, стоимость не изменится). До сих пор на электричках, идущих по одной из веток, указывается конечная станция "Белоостров через Сестрорецк", чтоб не подумали, что она поедет по другому направлению. Сейчас это менее значимо, а в старые времена бывали электрички на Белоостров и через Парголово. И даже существовал круговой поезд, который шел до Белоострова по одной ветке, а возвращался по другой.

Станция Белоостров


Несколько похожая ситуация есть еще на одном ответвлении от Выборгского направления - на дороге, идущей на Приморск. Она отходит от основной в Зеленогорске, проходя по уже другому пути Ушково, а дальше идет совсем по другому направлению, соединяясь с основной железной дорогой уже после Приморска. Но там ни одна из станций не выступает в двоякой роли - Зеленогорск оба раза транзитная, за исключением утренних поездов, а Выборг оба раза конечная.

Как же так получилось?  Немного истории

Дело в том, что изначально существовали две железных дороги. Одна строилась от Финляндского вокзала на Выборг. А другая строилась от Приморского вокзала на Сестрорецк. Они не были между собой никак связаны, одна принадлежала Финляндии, и соединяла Россию и Финляндское княжество, а другая обслуживала город Сестрорецк с его оружейным заводом, дачные поселки возле Петербурга, а также Сестрорецкий Курорт, бурно развивавшийся в начале 20 века.



Приморско-Сестрорецкая железная дорога начала строиться в 1870 году. Первоначально это был небольшой участок, по которому поезда ходили из Сестрорецка до гавани в Финском заливе. Использование ее было убыточным, во многом из-за препятствий со стороны чиновников, и в 1886 году движение по ней закрылось.

В 1889 году появилось акционерное общество, которое стало строить частную железную дорогу. В 1994 году летом пошли поезда от Петербурга до Лахты. Сейчас это окраина Петербурга, куда можно доехать даже на трамвае, где есть известный парк 300-летия, а также еще более известный уродливый штырь Лахта-центра, хотя недавно еще там и близко не было высотных домов, а вдоль берегов залива доминировали дикие заросли. Осенью поезда уже доходили до Сестрорецка.




В 1900 году дорога увеличилась еще, и доходила уже до станции Курорт. Кто ездил здесь, помнит участок в 2 километра, где поезд идет тихо-тихо вдоль Финского залива, делая большую дугу вдоль красивых живописных мест.



В 1903 году появилась станция Дюны, ныне исчезнувшая.



Вокзал Приморской железной дороги располагался там, где сейчас станция Новая Деревня, мало кому известная и малопримечательная.



Единственным ее достоинством является близость к станции метро "Черная Речка". В 1926 году этот вокзал был ликвидирован, а железную дорогу оттуда продлили до Финляндского вокзала. Таким образом отдельная железная дорога соединилась с основной, перестав быть изолированной. Сейчас эта ветка отделяется от основного направлении в районе станции Ланская. Примерно в это же время соединили с выборгской дорогой и другой конец этой железной дороги, построив путь от Курорта до Белоострова, таким образом в 1920-е дорога оказалась дважды соединена с Финляндским вокзалом, обоими своими концами выходя на выборгскую ветку. И начало ее теперь - Финляндский вокзал, а конец - Белоостров, который для электричек, идущих на Выборг, просто промежуточная остановка.



Белоостров был примечателен и тем, что сразу за ним по реке Сестре проходила граница между Россией и Финляндией. В Российской Империи это были две части одного государства, хотя и весьма разные (Финляндия имела самоуправление, чем пользовались укрывавшиеся там революционеры). Так как в Финляндии была своя власть, свои деньги, полиция и экономика, здесь была таможня и пограничная служба. С 1918 года это уже была граница между двумя совсем разными, весьма враждебными, государствами. Железная дорога стала частично приграничной. В 1939-40 годы Советский союз напал на Финляндию, и по итогам Зимней войны граница переместилась за Выборг, но в 1941-44 годы финны вернули себе свои земли, и снова Белоостров был границей, причем часть его была захвачена финнами. По контролируемому нашими войсками участку ездил бронепоезд и обстреливал передовые финские позиции.



Ну а теперь посмотрим на саму станцию Белоостров, на то, как она выглядит в 2018 году. Это вокзал



Половина  внутренней части вокзала почему-то оказалась отгорожена высокой стенкой, и зал ожидания уменьшился в два раза. В отнятой у пассажиров части расположилась касса, хотя раньше для нее было отдельное помещение в дальней части вокзала, а не целая половина. В итоге стало довольно тесновато.



Зато в зале ожидания  появился питьевой фонтан



Можно попить или помыть руки



Это то самое место, где к Белоострову подходит одноколейная сестрорецкая ветка. Перед станцией она раздваивается, чтоб было два пути, подходящих к платформе.



Это позволяет разъехаться двум электричкам - прибывающей на станцию из Петербурга, и той, что туда отправляется. (Еще в 2015 году здесь была колонка для заправки паровозов водой. После реконструкции полотна ее куда-то сперли. Так исчез исторический памятник)





Здание вокзала, вид с платформы, где садятся в поезд сестрорецкой ветки



На платформе стоит электричка, которая скоро пойдет в сторону Сестрорецка и Петербурга



На запасных путях постоянно стоят товарные поезда. Чаще всего перевозящие автомобили. В промежуток между вагонами видно выборгскую ветку. Сейчас по ней проходит электричка на Выборг



Спуск с платформы в ее конце. Несколько лет назад РЖД изуродовало все платформы, убрав такие спуски, теперь почти везде спускаться можно лишь вбок, даже если это всем совершенно неудобно. Как правило, спуски расположены так, чтоб было максимально плохо пассажиром, примером тому может служить платформа Комарово (о том, что учудило РЖД там - читайте здесь: http://pohod-vosemvrat.livejournal.com/25416.html) . А в Белоострове эту платформу не изуродовали, оставили как было.



У платформы стоит торжокская электричка, которая скоро отправится в путь. Тем, кто прибудет в Белоостров, и захочет потом отсюда уехать обратно, следует помнить при выборе поезда важное обстоятельство: по выборгской ветке ехать 38-42 минуты, а по сестрорецкой - от 1 часа 8 минут до 1 часа 20 минут, в зависимости от того, сколько раз электричка будет пропускать встречный поезд на разъездах, ведь дорога там одноколейная.



Но если вы хотите в дороге подремать, или подумать в тишине о жизни, любуясь красотами из окна, то бывшая приморская дорога, а ныне сестрорецкая - вам подойдет!



Заканчивая рассказ о Белоострове, хочу сказать, что там есть, что осмотреть и любителям достопримечательностей. Можно пойти в заказник "Сестрорецкое болото", куда ведет хорошая грунтовая дорога, и побывать на живописном лесном озере.



А можно посетить несколько ДОТов Карельского Укрепрайона! (Вы можете найти о них рассказ вот здесь: ДОТы возле Белоострова .) Так что поездка сюда интересна будет не только любителям железнодорожных станций. А  я на этом заканчиваю свой рассказ, и спасибо за внимание!

Вид на реку Малую Сестру из окна поезда, возле станции Курорт.


Страница о достопримечательностях Петербурга и Ленинградской области: https://vk.com/bestofpiter
Tags: Белоостров, РЖД, железная дорога, наша история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo veldyaksov апрель 6, 22:40 3
Buy for 20 tokens
Давно знаю про концепцию делить аудиторию по полу, возрасту, прочим соц. демографическим признакам, но никогда не получалось применить её и получить измеримый результат (разве что гипотезы в таргетированной рекламе). ⠀ И тут я увидел модель, о которой хочу рассказать. ⠀ Например, мы покупаем сим…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal