В прежних заметках я писал, что в целом псковичи оставляют довольно тягостное впечатление, и атмосфера в городе весьма мрачная. Но все это менялось, как только мы попадали в местные храмы - они были лучом света в темном царстве. И люди в них были совсем другие! Так получилось, что нам удалось пообщаться с псковичами в храмах сразу дважды за поездку. И оба раза - в церкви Козьмы и Дамиана. Только не подумайте, что мы ходили кругами, и заходили постоянно в одну и ту же церковь, потеряв разум и память - нет, в Пскове их просто сразу две, и обе были на нашем пути! В каждой церкви оказалось очень интересно и душевно, и церквям Пскова я посвящаю поэтому отдельную заметку.
1. Церковь Козьмы и Дамиана.
В предыдущей статье я писал, как мы побывали в Снетогорском монастыре, а также полюбовались скалами на берегу
После этого мы сели в автобус номер 1, быстро доехали до Крома, и отправились на прогулку вдоль крепостной стены. В планах посещения церквей не было, но иногда сам Господь ведет человека. Увидев эту церковь, мы поняли, что туда просто обязательно надо зайти.
Фото 1. Сделано при хмуром небе.
Открыт с 8 до 12. К моменту нашего визита было больше 12, но храм никто не закрывал, а нас никто не гнал.
Фото 2.У входа.
Чтоб не путать с другим храмом Козьмы и Дамиана, к названию этого храма добавляется " с Примостья", и это легко запомнить, потому что он и правда возле моста.
(В Пскове сохранена традиционная топонимика - названия даются по географическому признаку, как и во многих других старинных русских городах. Отсюда же названия Завеличье, Запсковье и т.д. У нас в Ленобласти наилучшим аналогом служат населенные пункты Надпорожье и Подпорожье, а также Заневский проспект в Петербурге)
Фото 3. Древний храм.
Храм построен в 1463 году. Когда мы вошли, к нам подошла старушка, работающая в храме, и поинтересовалась, откуда мы. Узнав , что из Петербурга, очень обрадовалась. И начала с нами бурно общаться
"Молодцы, не забываете нас. Часто приезжаете. А у вас в Петербурге церкви очень дорогие. Ездили к вам на паломничество. Все свечки стоят дорого. А у нас тут недорого, все доступно. Вы не смотрите, что у нас тут все не обустроено, храм-то на наши , бабкины деньги возрождается, больше ж никто не даст. Зато видно, что все старинное"
"Да, это здорово! " - согласился я. - " мы ценим и любим старинные храмы".
" А у нас храм ведь необычный" - сказала псковская старушка - " тут все остальные храмы псковского стиля. А этот - новгородской архитектуры! Единственный!"
"Ого! Интересно!" - снова согласился я. Тут бабуля обратилась к седому длинноволосому мужчине в куртке, чьи волосы были зачесаны в хвостик, и больше всего он напоминал стильного художника или музыканта. Оказалось что это батюшка. Она стала у него уточнять что-то про храм, и он тоже решил с нами поговорить побольше. Сначала рассказывал, какие иконы пишутся, чтоб заполнять по-тихоньку иконостас, где было пока еще мало икон. Сказал, что стараются писать в древнем стиле. Потом решил нам прочитать лекцию по церковной архитектуре. Некоторые моменты оказались весьма интересными.
"Посмотрите, стены немного неровные. Это не просто так. Думаете, не умели ровно делать? Все прекрасно умели. Но замысел тут другой...Службы шли много часов, стоять в ровном, однообразном храме, где все одинаково - тяжело. Поэтому старались делать разные по форме окна, двери, углы, чтоб было немного неровно, неодинаково, чтоб глаза не так утомлялись" -- рассказал батюшка
Фото 4. Старинные своды.
"А вы видите, что первая дверь в храм высокая, а вторая маленькая? Зачем между дверьми есть промежуточное помещение? Знаете с чем это связано? " - вдруг тоном институтского преподавателя на экзамене стал он нас сурово спрашивать.
"Для сохранения тепла" - предположил кто-то из нас.
"Нет. Слишком просто мыслите" - голос батюшки становился все более суровым и строгим. Так бывает, когда студент сыпется, а преподаватель его подводит к двойке
"Ну наверно перед службой прихожане тут собирались, обсуждали какие-то события, говорили о жизни в ожидании, когда начнется" - предположила Светлана, наш турист
"Садитесь, двойка" - вынес свой приговор батюшка. В этот момент старушка-работница, сидевшая на скамейке рядом, тоже включилась в разговор.
"Простите, батюшка, мне наверно тоже двойка? Но может тут люди собирались перед службой, чтоб настроиться на нее мысленно, собраться духовно" - сказала она"
" И вам двойка" - сурово, но благожелательно согласился батюшка, после чего продолжил рассказ - " А сделано это со смыслом. Первая дверь - большая - означает, что в храм могут зайти все. Это сейчас в храм заходят не только верующие, но и посторонние, просто туристы, желающие посмотреть архитектуру. А раньше было не так. И вот в эту , большую дверь, мог зайти каждый. Двери церкви - открыты для всех! Вот что показывает эта большая дверь. А дальше - маленькая. Помещение между ними называется " притвор ". Здесь крестили детей, потому что некрещенным дальше было нельзя. Маленькая дверь в основную часть храма показывает, что это помещение уже не для всех.... Еще туда не могли пройти те, на кого наложили церковное наказание. Они могли зайти в притвор и молиться там, но дальше им было нельзя"
Дальше было еще более суровое и осуждающее напутствие нам, с призывом о чем-то задуматься, но это я к сожалению уже упустил, так как всю информацию сразу было запомнить невозможно.
Фото 5. Внутри.
Поблагодарив батюшку за рассказ мы покинули храм, немного оставив денег в ящике для пожертвований, и здесь мы точно знали, что это пойдет не на иномарки для попов, а на восстановление древнего памятника культуры и архитектуры. А над храмом уже в это время выглянуло солнышко...
Фото 6. Озаренные солнцем.
2 Церковь Козьмы и Дамиана на Гремячей горе.
Если в первую церковь мы зашли случайно, то во вторую случайно вдвойне. Дело в том, что во время всех предыдущих визитов в Псков эта церковь была вообще закрыта. И то, что в нее можно зайти, никто вообще не мог предположить. Но и тут нас повел Божий Промысел.
Фото 7.Возле храма - руины крепостной стены, а на них растут деревья
Пока я ползал по подземельям Гремячей башни Псковской крепости, собирая пыль и репейник, что растет вокруг нее, наш турист Юра Гайдамако, настроенный весьма атеистично под влиянием журналиста Невзорова, пошел читать, что написано на входе в церковь. Атеист идет в церковь - разве не Божье Чудо? И не просто прочитал - а увидел, что через 40 минут будет служба. А значит - церковь впервые откроют! Юра стал агитировать меня дождаться службы, настаивая на том, что именно здесь в храме будет древность, не искаженные никем внутренние убранства.
" Ну целых 40 минут терять " - заколебался я. - " 20 минут посидим тут, попьем чай, пофотографируем , и если храм откроют пораньше, то зайдем, а иначе - пойдем дальше, времени до поезда все-таки не бесконечно". На том и сошлись
Фото 8.
Только я потянулся за пирожком, а неугомонный Юра, ведомый Божьей Волей, позвал меня, сказав, что храм уже открылся. Я поспешил туда.
Фото 9. Двери открылись...Юра спешит внутрь, ведомый Всевышним
Юра оказался прав - тут действительно все сохранилось в древнем виде. В храме было пусто, лишь молодой батюшка готовился к службе. Увидев нас, он тоже обрадовался петербуржцам. Сначала, как это было и в первом храме, смущенно стал извиняться за неухоженность храма, который лишь недавно открылся. И тоже стал говорить, что в этом есть и плюсы, что здесь старинная атмосфера, видна древность храма. И мы вновь согласились, потому что это была чистая правда.
Фото 10. В дверном проеме видно батюшку. Это вход из притвора в алтарную часть храма.
Несмотря на то, что мы были просто двое посторонних чужеземцев, он тут же стал нам рассказывать про историю храма. Что сначала он был деревянный, а потом здесь выстроили из камня... "Простите, можно я позову друзей? А то иначе они не услышат ваш интересный рассказ! " - обратился я к нему. " Да-да, конечно..." . И я побежал за нашей группой.
Фото 11. Древние своды, без краски и штукатурки. Она была, но со временем слезла.
Вот мы все в сборе, и священник продолжил. Рассказал нам о башне крепости, возле которой опускались решетки в реку, чтоб преградить путь врагам в случае опасности. О том, что сначала башня была обычной, а при Иване Грозном ее сделали особенно высокой, чтоб она была еще и наблюдательной. Что в советское время церковь была складом для овощей, и что храм лишь недавно передали церкви. И сказал то же, что говорили в первом храме Козьмы и Дамиана - что денег никто не выделяет, есть только пожертвования прихожан. " Но я буду стараться возрождать этот храм " - сказал он. В его глазах были видны вера и искреннее старание служить своему делу.
Фото 12. Слушаем батюшку.
Нам здесь очень понравилось. Атмосфера в этой церкви была душевная, и батюшка произвел впечатление очень милого и приятного человека.
Фото 13. Живой разговор.
После его рассказа я немного пофотографировал притвор (привходовую часть церкви). Тут и правда все дышит древностью. Первый каменный храм был построен тут еще в 1383 году, в 1540 году значительно перестроен.
Фото 14. Старина...
Остатки росписи на стенах
Фото 15. Наследие предков.
Русская культура, чудом дошедшая до нас сквозь столетия...
Фото 16. Древняя Русь
Оставили немного пожертвований и здесь. И хочется призвать это сделать и других. Если где и оставлять, то здесь. Не надо подавать сытым и богатым храмам - там и так все хорошо. А тут деньги и правда придут на восстановление памятника истории.
При нас две тетушки принесли скамейку в храм, и сказали батюшке " С новосельем!". Здорово присутствовать при зарождении чего-то нового, наблюдать, как храм оживает...
Фото 17.
Идем от церкви к Гремячей башне. Но о о ней я расскажу в будущем, когда опишу саму крепость, а это будет очень большой рассказ.
Фото 18. Миша Богданов не пошел в церковь, и теперь фотографирует нас из засады.
А вот и Гремячья, она же Козмодемьянская, башня. Важная часть Псковской крепости.
Фото 19.
Ну и немного покажу фотографии церквей, которые были дальше на нашем пути. В них мы уже не были, а просто фотографировали издалека. И поэтому рассказывать ничего не буду о них, чтоб не отвлекать читателя от всего, что рассказал ранее.
Фото 20 . Красивая церковь с необычной архитектурой. Храм Покрова Богородицы на Торгу, 16 век
Фото 21
Фото 22. Храм Анастасии Узоразрешительницы, 1487 год.
Фото 23. Нововознесенская церковь. 1467 год
Фото 24
Фото 25
Фото 26
Фото 27. Храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома. Построена путем соединения двух ранее существовавших церквей в 1582 году.
Фото 28. Ее постройка связана с героической обороной Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581 г.
Фото 29. Мирожский монастырь. Там мы были в 2016 году, в этот раз не пошли
Фото 30. Мирожский монастырь. В центре - Преображенский собор, построен в 1156 году.
Фото 30. Погода над Мирожским монастырем внезапно поменялась, сгустились тучи
Фото 31. Церковь Георгия со Взвоза, 1494 год.
Фото 32. Снова дождь, третий раз за день. Церковь Климента, папы римского. Построена в 1354 году.
Вам понравился материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.
----------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063
Journal information