Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat

Поездка в Пушкиногорье. Два древних городища - Воронич и Савкино. Наследие Древней Руси

Русь называли страной городов, и путешествуя по исконно русским землям, где жили наши предки, понимаешь, откуда это. Дело в том, что многие города исчезли, но от них остались городища - земляные валы, из которых состояли городские укрепления. Городищ так много, а укрепления так внушительны, что сразу осознаешь - на этих землях кипела жизнь! Древняя Русь была развитой страной, особенно ее северные части - Новгородская и Псковская республики. И вдоль границ с не всегда дружелюбными соседями, вроде Ливонии, появлялись множество городов-крепостей, которые и защищали республики в случае чего, и могли вести интенсивную торговлю, так как были выгодно расположены

В предыдущей заметке о путешествии в Псковскую область я рассказывал о впечатляющем по размеру городище Велье. А теперь расскажу о втором древнем городе, который мы увидели, когда приехали в сами Пушкинские Горы - Воронич, а также о небольшом укреплении рядом с ним - городище Савкино. Особенностью моего фотоотчета будет то, что к нашему приезду все было окутано густым туманом. Это мешает полноценно разглядеть все на фотографиях, но добавляет ощущения, что мы попали в прошлое. В конце дня мы снова прошли мимо городища - и удалось сделать пару фото без тумана, их я тоже покажу. Итак, приятного просмотра!

Городище Воронич

Мы увидели его, когда вышли из усадьбы Тригорское. Перед нами показался большой холм с крутыми стенами. От остальной части берега реки Сороть он отделен глубоким рвом. Вероятно, раньше это все было единое целое, но потом у крутого берега реки сделали рвы , используя заодно и естественные овраги, и оказался высокий холм, похожий на остров, и со всех сторон у него крутые высокие стенки, по которым очень сложно взобраться.

Другая часть холма, дальняя по отношению к реке. Здесь видно, что ее высоту искусственно увеличили насыпным валом, так как с этой стороны ожидали нападения

Табличка  сообщает нам, что город здесь был в 11-15 века

Поднялись на вершину холма, где существовал хорошо укрепленный город Воронич. Вдали видно земляной вал

Сзади река, справа наверно раньше тоже была вода какого-то ручья или речки, а спереди ров, отделивший холм от остальной части суши, и стена могла быть тут выше не только против штурма с этой стороны, но и чтоб помешать стрелять по городу из пушек.

Почти двухметровый Андрей Булдаков специально стоит на вершине стены, чтоб я мог показать высоту земляной стенки. Поверх нее еще была стена деревянная

Город существовал тогда, когда уже вовсю использовались пушки, и земляная стена хорошо могла защищать от пушечных ядер, даже лучше, чем каменная, так как ядра в ней просто вязли. Та часть города, что к ней примыкала, становилась абсолютно безопасной

Погружена в туман церковь посреди городища

Внизу приехал чей-то микроавтобус. Благодаря ему можно понять, насколько высоко мы находимся относительно дороги. А теперь представьте, как вооруженные люди в доспехах должны были все это штурмовать.

В 14 веке, когда был расцвет Псковской республики, Воронич насчитывал 400 домов. Весьма немаленький был город. Зрительно он выглядит меньше , чем Велье, но не сильно. При городе было несколько монастырей и храмов. Вероятно, монастыри были , как это принято, за пределами города, но монахи могли спрятаться здесь в случае военной опасности

Вид со стен на рощицу

Дорога из усадьбы Тригорское

Мостик через ручей и тропинка в усадьбу Михайловское. Из-за густого тумана тропинка уходит в белую мглу

Внутри городища. Видно, как стена поворачивает, образуя угол.

Георгиевская церковь. Построена в 1764 году. При большевиках сгорела - в 1920 году. Несколько лет назад воссоздана в первоначальном виде. Здесь бывал живший в усадьбе рядом Александр Пушкин. Если облик воссоздали правильно, то значит перед его глазами была такая же картина.

Оградка храма

Найденные на территории городища каменные ядра. Город имел свою артиллерию, которая могла щедро осыпать врагов вот такими "подарками". Серьезная тут была крепость

Со стороны церкви есть второй спуск вниз. По нему я и пошел, и увидел вот такой камень

Крепость разделила судьбу соседнего Велье - была разорена войсками польского короля Стефана Батория, когда Иван Грозный объявил войну сразу всем подряд,а потом с треском ее проиграл. В Смутное время тут явно что-то еще оставалось, потому что здесь встали лагерем польские разбойные отряды. Но город уже не восстанавливался. Земли с окрестными селами перешли при воцарении Романовых в царскую собственность

Узкая тропинка между склоном городища и соседним холмом. Проходить тут врагам было очень опасно

Отсюда мы идем в сторону усадьбы Михайловское, где нас ждет Савкино городище.

На обратном пути мы вновь прошли мимо Воронича. Тумана уже не было, и мы поспешили сделать несколько фотографий в солнечных лучах.  Со стороны шоссе Воронич выглядит очень живописно

Суровая земляная стена

Наши предки вложили в это место много труда, чтоб жить здесь, чтоб защищать эту землю.

Проходим вновь мимо земляных стен. Без тумана хорошо видно их масштаб

Когда здесь шли враги, сверху на них можно было скатывать на огромной скорости камни или иные предметы, давя их плотно сжатый строй. Одетые в доспехи не успели бы даже разбежаться

Города погибали под ударами поляков, но каждый такой город отнимал у них силы, лишая возможности идти дальше. Дойдя до Пскова, Гдова и Печор - они уже не смогли взять последние три крепости, что спасло судьбу России

На этом фото видно спиральную дорогу, ведущую наверх.

Вернемся же к нашему пути  в сторону Савкиного городища. По дороге мы увидели кладбище с часовней

Часовня стоит на каменном фундаменте. Когда-то тут была церковь

Если открыть задвижки,то можно зайти внутрь

Внутри

Миска с песком для свечей, чтоб не устроить пожар

Вот оно, настоящее народное православие. Намного душевнее, чем в больших пафосных храмах

Дорога в Михайловское

Савкино городище

На фоне городов Велье и Воронич оно совсем маленькое. Изначально тут было небольшое укрепленное славянское поселение. Потом Савкино городище, оно же Савкина Горка, стало видимо пригородом Воронича, от которого было совсем близко. Есть предположение, что здесь был один из монастырей при Ворониче. В любом случае, это была дополнительная крепость, усиливавшая оборону Воронича, и бывшая с ним в неразрывной связке .

На холме точно так же были деревянные стены небольшой крепости

Табличка сообщает о двух периодах жизни города - 9-13 века, когда тут было просто небольшое укрепленное поселение, и 14-15 века, когда была крепость при более крупной крепости Воронич

Часовня на вершине. Закрыта. Все это больше для создания атмосферы, для развлечения туристов

Древние каменные кресты

Река Сороть. На этом холме часто бывал Александр Пушкин. Древние городища вне всякого сомнения - вдохновляли его на создание произведений, посвященных русской земле.

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Виды с горки шикарные. Под нами бежит река Сороть

Красота

И в другую сторону тоже красота

Вдали видны маленькие фигурки людей

Вид с края холма. Как и Воронич, Савкино было уничтожено при вторжении Стефана Батория

Тропинка под стенами городища

Стены здесь, как и в других городищах, довольно крутые

Спуск вниз

Итак, мы за небольшой промежуток времени видели целых три древних города - Велье, о котором я писал в прошлый раз, а также Воронич и Савкино. Вот и делайте выводы, как богата и развита была Псковская земля.

Людей, живших здесь, давно нет, от поселения не осталось и следа. В отличие от Велье, где есть хотя бы село, тут вокруг пустота, живописная и очень красивая. Но черты древних городов всегда легко угадываются в этих укрепленных холмах. Пушкинские Горы - место, где обязательно надо побывать всем, кто интересуется историей Древней Руси.

Если вам понравился материал в моем блог, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
----------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:https://vk.com/club17791063

Tags: Древняя Русь, Псковская область, Пушкинские Горы, Русь, городище, земляной вал, исторический памятник, история России, путешествия

promo pohod_vosemvrat september 5, 2017 18:53 2
Приглашаю всех желающих на мои занятия! Возраст - от 16 до 50 лет, мужчин и женщин с любым уровнем подготовки, даже нулевым, главное - желание заниматься! Тренировки доступны по стоимости и нагрузкам каждому! Наше направление - боевое. Упор в занятиях - на получение навыков самозащиты. Изучаем и…