Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat

50 километров пешком за один день. Солнечное-Комарово-Зеленогорск. Леса, озера, Финский залив

Читатели моего блога наверно помнят, что в прошлом году мы прошли за день 42 километра по окрестностям Токсово. И решили тогда, что на следующий год замахнемся уже на  50. Все лето мои путешественники просили меня сделать такой поход, но я оттягивал, потому что летом было жарко, и физически это было бы не осилить. Наконец, когда в сентябре стало прохладнее, я назначил дату этого тренировочного похода, но теперь решились только пятеро. Зато малая группа была намного мобильнее и управляемее, и это сильно облегчало задачу. К тому же, была вероятность, что мы не успеем на последние электричку и автобус,и придется возвращаться в такси , а тут чем меньше людей, тем проще. Итак, мы отправились в тренировочный поход с целью пройти за день 50 километров. И не просто пройти, а по пути посмотреть на красоты природы, посидеть в красивых местах, получить удовольствие от лесов и озер. Маршрут я проложил так, чтоб почти целиком он проходил по лесным тропам.  О том, что у нас получилось, какие были ощущения во время похода и после него, как мы готовились, и какие выводы сделали - я подробно и расскажу. Тем, кто захочет тоже попробовать длинный суточный переход, это пригодится. А еще вы узнаете про интересные достопримечательности - про дачу Анны Ахматовой в Комарово, про красивые места отдыха в этих краях, и многое другое!

Переход 1. Солнечное - Репино, лес.

Выходим на станции Солнечное. Проходим через коттеджный поселок, выходим в лес. На карте там были обозначены родники на берегу реки Сестры, недалеко от шоссе. Идем сначала к ним, так как поход у нас не только тренировка ходьбы, но и исследование природы. Темп берем сразу хороший, потому что утром прохладно, и лучше идти быстро. Тем более, что после сидения в электричке сил много.

Родники тут и правда есть. Место выхода воды на поверхность облагорожено, выглядит очень красиво. Мы увидели три трубы, из двух в огромных количествах мужики набирали в канистры воду, один был свободен, и из него удалось попить нам воды.

Река Сестра

Красивый лес рядом. Очень приятное место для прогулок.

Лес в Солнечном оказался очень богат грибами. Причем самыми разными. Вдоль дороги нам встречались в изобилии рыжики - это ценный гриб первой категории, раньше их из России экспортировали в Европу.

Кроме того, в лесу нам встретилось огромное количество опят. Многие опята росли высоко на деревьях

Вот еще одно дерево с опятами

И еще одно.... Опята мои любимые грибы! На мой взгляд, из всех грибов они самые вкусные и ароматные. Да еще собирать как приятно - сразу же полную корзину можно набрать! Но в этот раз я решил не брать грибов вообще - чтоб нести с собой на длинной дистанции минимальное количество груза. А двое из пяти наших туристов грибы собирали, дав себе дополнительный вес.

Черника. В середине сентября ее еще много в лесу. Во время привала смог ею подкрепиться, дав организму витаминов

Мы делаем первый привал. В приложении, которое измеряло наш путь, отметка: 2 часа 18 минут ходьбы, пройдено 11 километров. Путешественники хотели привалиться раньше, мотивируя это тем, что им срочно надо поесть, но я как мог оттягивал момент первого отдыха. Во-первых, первый пройденный участок пути должен быть как можно больше - потому что вначале много сил и бодрости, потом уже так и не будет. Во-вторых, надо было выбрать хорошее место с солнышком, чтоб нормально отдохнуть в тепле и комфорте, чтоб восстановление было максимальным. Найдя солнечную поляну, мы позавтракали.

2. Переход 2. Репино, лес  - Комарово

Эти места мне хорошо знакомы - с детства я собираю тут грибы. Но к ручью Лесному я не спускался, гулял только по лесам. Сейчас прошлись до него, чтоб посмотреть, хотели выяснить его полезность для будущих посиделок с костром в этом лесу. Ручей оказался шустрым, симпатичным. Воду для супа набирать будет можно

На ручье обнаружили впечатляющую бобровую плотину, которая создала небольшой водопад.

А ниже по течению были руины человеческой плотины. Она была нужна для создания запруды. В прошлом тут был пионерский лагерь, от которого остались лишь развалины да борщевик. Получается, что бобры восстановили историческую справедливость, создав свою новую плотину рядом с разрушенной старой. Вот бы еще и дома построили заново, было бы совсем круто.

Идем по красивой лесной дороге, с обеих сторон еловый лес. Отличные здесь места!

Через пару километров дорога пересекает тот же самый ручей Лесной

Пень полностью облеплен летними опятами. Многие не знают этот гриб, ведь настоящий, классический опенок - это опенок осенний. А летние принимают за поганки. Но они тоже съедобны, хотя ценность их значительно ниже. При готовке они уменьшаются так, что в тарелке почти ничего не остается. Если полностью собрать грибы с этого пня, будет порция на одного человека.

Лесная дорога упирается во 2-ю Дачную улицу поселка Комарово. По ней мы идем к детской площадке, где делаем привал. Я выбрал именно это место потому, что часто тут гулял с сыном летом, и еще потому, что хотел показать небольшую местную достопримечательность - "беседку Улановой".

Информация внутри беседки рассказывает все подробности.

Длительность пути уже 3 часа 57 минут. Пройдено 17 километров. Обращаем внимание на то, что шли второй участок пути почти столько же, сколько и первый, а пройдено в два раза меньше. Обвиняем в этом коварные грибы, которые заставляли идти медленнее. И принимаем решение дальше на них почти не отвлекаться

3. Переход 3.  Комарово - Щучье - Болотное

Идем дальше по комаровским улицам, чтоб выйти на улицу Озерную, которая приведет нас в заказник "Озеро Щучье". По пути видим осенние цветы. Мне сказал один специалист, что называется она Недотрога Железистая

Проходим старинную дачу. Очень красивый дом! В интернете нашел информацию, что это дача писателя Евгения Чирикова. Построена еще до революции. Адрес ее - пересечение 1-ой Дачной и Косой улиц.

Еще один красивый дом. В нем расположен детский сад.

С дороги на Щучье озеро сворачиваем влево, чтоб посмотреть дачу Анны Ахматовой. Этого не было в моем первоначальном плане, но погода хорошая, грех не сделать культурное дополнение к маршруту.

Поэтесса называла свою дачу "зеленой будкой". По меркам Комарово, дача и правда очень маленькая, на фоне других домов поселка могла казаться будкой. Но соседние домики почти такие же. Это были дачи Литфонда, их давало писателям государство, для летнего отдыха.

Сейчас тут везде памятные таблички, а лет пять назад узнать, где именно была дача поэтессы, было трудно - лишь на двери где-то висела маленькая бумажка с информацией.

Мимо нас пробежал поэтичный кот. Наверняка его предки были знакомы с Анной Ахматовой

Мы уже выходили с участка, но к нам выбежал в тапочках местный дачник, чтоб показать и рассказать нам больше про эти места. Это было здорово! Если б не нехватка времени, мы бы тут с ним еще час пообщались с удовольствием. Он рассказал нам, кто здесь жил, кто гостил, что одну из дач называли "малиной", потому что в ней  на веранде был отдельный вход, и там собирались на посиделки мужики, что здесь часто гостил Иосиф Бродский, и многое другое.

Вот на этом дереве остался обруч от гамака, в котором лежала Анна Ахматова. Сосна выросла, и обруч уехал высоко вверх

А это колодец, из которого пила воду Анна Ахматова, называя его серебрянным источником. Мы набрали воды и попили. Вода, как и всюду в Комарово, здесь замечательная, но тут мы еще и приобщились к истории и культуре!

В этом доме жил Виталий Бианки, мы все знаем этого писателя с младших классов школы

А в этом доме жил писатель Борис Стругацкий

Если верить табличке, он тут жил еще с начала 2000-х . Я родился в 1980 году, и в Комарово проводил каждое лето, поэтому наверняка с ним не раз пересекался, даже не догадываясь об этом.

Однако нам надо было идти быстро дальше, потому что время стремительно уходило. Выходим на берег Щучьего озера. Оно, как всегда, прекрасно!

Идем по дороге вокруг Щучьего озера. Выходим еще раз к нему в другой точке. Тут тоже есть пляж

Возле лесной дороги интересный гриб - рогатик, он же рамария желтая. Чаще встречаются рогатики другого вида, без толстого тела внизу, а только с тонкими ножками и рожками, а у этого под рожками здоровенное мясистое тело, а сами рожки короткие и толстые

Вот тут внизу видно это мясистое тело , у которого более светлый окрас. Я ел и такие рогатики, и тоненькие обычные, причем вот этот толстенный мне казался намного вкуснее. В интернете пишут, что бывает еще рамария розового цвета, и она горькая и токсичная. Сам пока такую ни разу не встречал. Но будьте бдительны, смотрите на цвет гриба, когда собираете.

Больше всего в лесу сейчас было козляков, они росли сотнями на каждой полянке, но их никто не брал. Причина - высокая червивость,из десяти грибов обычно только один без червей, замучаешься перебирать и чистить. Когда есть другие грибы, козляки берут мало. Когда других совсем нет, то можно собрать и их.

Снова выходим к Щучьему озеру. Это уже самая его дальняя часть, болотистая. Тут только рыбачить. К воде можно подойти по бревнам. Наверно можно и искупаться, но вряд ли кто это делает, ведь рядом есть нормальные пляжи. Мы смотрим на озеро в последний раз, потому что потом от него уйдем далеко. Погода радует красивыми пейзажами с голубым небом.

А мы идем к озеру Болотному, оно же Нудистское. От Щучьего озеро отделено большим холмом. Если встать на вершине этого холма, можно увидеть сразу два озера. Хоть оно и Болотное, а купален и подходов к воде на нем оборудовано немало. Само озеро очень красивое и живописное. Хотя некоторых оно может и напугать - и топкими берегами, и тем, что сразу глубоко.

Подберезовик на тропе. Желанный трофей, но даже те из нас, кто собирал грибы, уже ими не интересуются, мешки заполнены

Мы идем к той части, где есть шикарное место для отдыха, а также лесенка для окунания  в воду.

Лесенка хороша, когда не хочешь плавать в холодной воде, а хочешь только окунуться с головой, и сразу вылезти

Отдыхаем. Место просто супер!

Ныряю в озеро. Во-первых, я всегда купаюсь при любой возможности. Во-вторых, вода отлично снимает усталость в мышцах. И бодрости после купания заметно прибавляется. Это важно на дальних дистанциях!

Здесь мы делаем большой привал для обеда. И пора сказать пару слов о еде. Я решил в этот поход брать еды минимально. Обычно у меня куча припасов, но тут я решил ограничиться одним пакетиком быстрой лапши, пакетиком соленых крендельков, упаковкой козинака, а также небольшой пачкой печенья. Все это весило очень мало, занимало мало места. В результате рюкзак у меня был намного легче, чем обычно. Основной вес давало в нем питье, но оно стремительно уходило в походе, и этот вес исчезал. Еще немного веса было от запасного свитера, носков и шапки   - но эта одежда довольно легкая. В термосе был кипяток, часть его ушла на то, чтоб залить лапшу, в остальную часть я кинул пакетик чая и имбирь. И этот эксперимент мне понравился - минимума еды хватило на сутки, запасы энергии отлично пополнялись крендельками и козинаками. Живот не был перегружен, силы не тратились на пищеварение, потому было очень легко идти. А когда набиваешь живот плотной и тяжелой едой, то какое-то время потом двигаешься довольно медленно, и в теле нет уже легкости. Ощущения голода и пустоты в животе не было - когда много ходишь, о еде вообще не думаешь. А вот когда большие стоянки, там есть хочется намного больше, и во время рыбалки я еды беру поэтому много всегда. Итак, главный вывод - для больших пеших походов можно брать мало еды, это бережет силы, но она должна все же быть такой, чтоб хоть немного сил давать.

А вот Артем разгулялся от души - у него и были и пюре с сосисками, и палка копченой колбасы, и банка с вареньем... Прямо передвижной ресторан! Но я не стану говорить, как правильно. Возможно, что каждый из нас выбрал оптимальный для него вариант. Потому что я вешу 85 кг, а он 63 кг, и ему энергии надо больше, потому что жировых запасов нет.

Итак, пройдено 27 километров. Средний темп - километр за 15 минут.Это на самом деле хорошо, учитывая, что время состоит не только из ходьбы, но и привалов. Время уже - примерно 15.30, через несколько часов начнет темнеть и холодать. Надо двигаться быстрее. После привала усталости почти не ощущается.

Переход 4. Болотное озеро - озеро Две Сестры.

Идем в сторону заказника Ламминсуо. Проходим красивое и интересное место - глубокий овраг с ручьем.

Вот тут у нас наступает самый медленный и тяжелый участок пути. Если б заранее знал, то от него бы отказался. Я раньше ходил этой дорогой, но она была сухой. Почему-то сейчас везде поднялась вода, даже в лесу, и дорога оказалась частично затопленной. Такое ощущение, что озера и болота связаны под землей , как сообщающиеся сосуды, и вода поднимается даже в тех болотах, что далеко от них, после чего изливается на дороги в низких местах. В общем, внезапно по пути образовалось много препятствий в виде огромных луж и разлившихся ручьев. И каждое надо было или обходить, или переходить по бревнам и доскам. Быстрый темп сменился на медленный, ноги стали слегка уставать. И время начало теряться...

Пчть трудных километров позади, мы на озере Две Сестры, что в заказнике "Болото Ламминсуо". Здесь мы не купаемся, но ходим по воде босиком, чтоб охладить ноги. Такое охлаждение отлично снимает усталость в ногах, потому что уменьшается отечность. Татьяна стоит на затопленных мостках - поднявшееся озеро залило их. Кажется, будто она ходит по воде, словно Иисус.

Вот здесь видно затопленные мостки для ныряния. Интересно, почему так поднялась вода в озерах этой осенью?

Впереди видно полоску суши, а за ней - второе озеро. Два озера разделены узкой косой, и поэтому и получилось название - "Две Сестры",

Озеро очень красивое, природа умиротворяющая...

Время 17.56. Мы много потеряли на лесных лужах и болотах... Через полтора часа стемнеет. Пройдено 33 километра. Длительность похода 8 часов 51 минута.

Переход 5. Озеро Две Сестры - озеро Большое Симагинское

Этот участок пути был самым простым. Мы прошли километра полтора по дороге в лесу, потом еще километра полтора по шоссе, и километр погуляли уже вдоль озера. Здесь сделали последний привал на природе, чтоб полноценно отдохнуть. Потому что впереди предстояло хождение вдоль шоссе, возвращение в шум цивилизации. Нам предстояло потом пройти 8 километров - 1 километр вдоль озера обратно к шоссе, а потом 7 километров по асфальту, и надо было набраться сил. Идем по пляжу, мимо деревянной церкви.

Озеро и правда красивое. Эта часть побережья называется "Эко-парк Вереск". Здесь нет мусора, все облагорожено.Есть "тропа здоровья", качели, большой общественный мангал на несколько человек, есть деревянные смотровые площадки и мостики через овраги.

Солнце начало заходить за горизонт. Это озеро хорошо тем, что здесь можно любоваться с пляжа закатом

Ветер гнал на берег небольшие волны. Несмотря на выходной, на озере не было ни души. Это необычно, чаще всего тут немало отдыхающих даже осенью.

Поднимаемся на холм, что находится прямо у воды. С него красивый вид на озеро.

Любуемся красивым пейзажем

Девушки расслабляются на замечательных  качелях, которые позволяют взлетать над крутым склоном холма

Нам удалось даже сделать костер в мангале. Это могло быть нелегко, потому что дров тут нет, все вычищено. А искать их подальше не было времени. Но нам повезло - я нашел треснувший сухой пень, из которого можно было надергать много щепок. Они прекрасно загорелись.

После захода солнца в сентябре быстро холодает, поэтому погреть руки у огня было весьма приятно. Длительность похода уже 10 часов 40 минут. Пройдено 37 километров. Осталось еще 13 до нужного результата. Уже 19 54, а последний автобус через 4 часа. Надо успеть и отдых, и прохождение маршрута.

Любуемся закатом

Отправляемся в путь. У церкви включили подсветку

Переход 6-7. Большое Симагинское озеро - Зеленогорск - Финский залив.

Фотографий того, как мы шли 7 километров по шоссе, не будет, потому что фотографировать там нечего. Первые 5 километров мы шли во тьме, и это было довольно тяжело. Надо и не споткнуться о неровности, и уходить далеко на обочину при приближении каждой машины. Лишь последние 2 километра были при свете фонарей, и шли мы там бодрее. В этот момент я заметил, что когда мы стали идти быстро по асфальту - а быстро идти хотелось, так как шоссе неприятное место для прогулок - то усталость из ног почти ушла. Быстрая ходьба разгоняет кровь, не дает ей застаиваться, стопы массируются при ходьбе, в общем - идем и идем, будто и нет позади нескольких десятков километров

Шоссе мы использовали для важной вещи - калибровки наших измерительных приборов. Дело в том, что шагомер Артема показывал сильно больше, чем шагомер Миши. И с каждым часом расхождение увеличилось. Надо было сравнить их показания с теми, которые были на карте, выбрав для этого эталонный километр дороги, ведь расстояния на карте измерены точно. В лесу это было невозможно - там все дороги нанесены приблизительно, а на шоссе карта соответствует реальности. Я засекал километр в навигаторе между двумя точками, и мы сравнивали, что покажут шагомеры. Оказалось, что у Миши прибор выдал 950 метров, а у Артема 1030. Стало ясно, что расхождение между их показаниями не позволяет доверять им в одинаковой мере, и мы поэтому будем брать среднее арифметическое.

В Зеленогорске от нас отделилась Наталья, и нас осталось четверо - Татьяна, я, Артем и Миша. Наталья успела на электричку в 21.28, пройдя 44 километра. (Прибор Артема показывал 47, Миши 41, среднее было 44). Итак,из 5 вышедших в путь до конца идут 4.

Мы сделали привал минут на 20, попили чаю, поели. Я выпил 2 чашки кофе - это для меня лучший способ снять напряжение в мышцах. Нам надо было пройти еще 6 километров. Времени до последнего автобуса оставалось 2 часа. Но лучше было успеть на предпоследний, так надежнее. Идем по вечернему Зеленогорску. Проходим лютеранскую кирху.

Затем проходим православную церковь. Оба храма были красиво подвечены. Людей на дорогах не было совсем. В 22 часа тут уже все сидят по домам, в отличие от Петербурга.

Дошли до Приморского шоссе, и нам оставалось уже всего 4 километра. Вдоль шоссе было идти очень удобно - здесь каждый километр были остановки автобуса, поэтому пройдя весь маршрут, мы могли сразу сесть в автобус до Петербурга. Несколько километров мы шли по тротуару, и это было весьма комфортно. Потом тротуар кончился, но это было уже как раз на последних метрах нашего пути. Последним пейзажем, который мы созерцали, был ночной Финский залив. Вдали было видно светящуюся "кукурузину", а также красивую подсветку дамбы. Сам пляж был освещен огнями какого-то ресторана или отеля.

Залив приятно шумел, ветер вызвал морской прибой. Шум волн в свете ночных огней был очень романтичен.

На смартфоне Миши было 47 километров, у Артема 53, и среднее арифметическое наконец выдало нам искомые 50 километров. Это случилось примерно в 23.30, спустя 14 с половиной часов пути. Миссия выполнена.

Мы находимся на остановке "Комаровский берег", как показывает навигатор, но самого знака остановки не видим. Идем дальше, чтоб увидеть значок остановки, и именно тут показывается автобус . На всякий случай машем рукой, вдруг останровится в неположенном месте, и нам повезло - водитель остановил автобус, и мы смогли в него сесть. Примерно в 0.40 мы были в Петербурге на Черной Речке, откуда вызвали такси, потому что транспорт в городе в это время уже не ходит. Приехав домой, я отправляюсь проходить свой 51-й километр с собакой, потому что ей нет дела до моих походов - она в праве получить свою законную вечернюю прогулку.

Несколько слов напоследок об ощущениях. Выйдя из автобуса я почувствовал сильный холод - сказывалась усталость. Пришлось надеть всю одежду, которая была в запасе. Усталости в ногах почти не было. На следующий день ходил бодро, хотя при 25 километрах усталость иногда ощущается. Так что, само по себе количество километров не так страшно. Скорее всего, очень повлияло на отсутствие усталости то, что вес рюкзака был значительно легче обычного: я взял минимум еды, вместо зонтика плащ-дождевик, не брал фотоаппарат. Кроме того, выехали не самым ранним поездом, выспались получше перед походом. Значительно легче идти и тогда, когда людей мало, нет ненужных остановок для ожидания отставших, все идут ровно. Ноги не стерлись о ботинки - я надел два качественных носка, это помогло. Прогулка с собакой после автобуса и такси не давала образоваться сразу отекам на ногах, отсюда вывод - сразу отдыхать не надо, отдых надо давать порциями после большой нагрузки, и тогда не отекают конечности, а боли на следующий день нет. Еще интересное обстоятельство: возраст участников группы был от 30 до 63 лет. Не надо быть юным, чтоб быть выносливым.

Схема нашего похода

Если вам понравился материал в моем блог, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
----------------------------------------

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:https://vk.com/club17791063

Tags: Большое Симагинское, Две Сестры, Зеленогорск, Карельский перешеек, Комарово, Красавица, Ламминсуо, Репино, Солнечное, Щучье озеро, грибы, заказник, лес, лесное озеро, озеро, опята, поход, путешествия, тренировка

promo pohod_vosemvrat september 5, 2017 18:53 2
Приглашаю всех желающих на мои занятия! Возраст - от 16 до 50 лет, мужчин и женщин с любым уровнем подготовки, даже нулевым, главное - желание заниматься! Тренировки доступны по стоимости и нагрузкам каждому! Наше направление - боевое. Упор в занятиях - на получение навыков самозащиты. Изучаем и…