Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat

Старинный город Серпухов. Владычный монастырь, заброшенный храм и улочки с деревянными домами

Сегодня я начну знакомить читателей со старинным русским городом Серпуховым, что расположен в Московской области. Туда мы совершили путешествие в начале этого года. Город имеет давнюю интересную историю, и он очень богат памятниками архитектуры. В первой части путешествия мы посетили Владычный монастырь, расположенный на окраине города, прошлись по маленьким улочкам, где много старинных деревянных домов, а также посетили церковь Николы Белого, расположенную на горе.
Я буду рассказывать читателю про исторические события, связанные с этим интересным городом, и показывать спрятанные в дали от глаз туристов  места, о которых многие даже не догадываются.

Путь наш в Серпухов начался с Московского вокзала. Прямого поезда из Петербурга  в Серпухов нет, туда можно доехать только электричкой из Москвы, поэтому сначала надо попасть в Москву. Для этого мы выбрали фирменный поезд "Мегаполис". Чем он хорош - тем, что в нем есть невозвратные билеты, которые стоят вдвое дешевле. Мы ехали в роскошном купе с очень хорошим сервисом всего за 1000 рублей! У каждого места были розетки для зарядки телефонов, всю ночь работал вай-фай, салон был комфортный, проводники вежливые - в общем, поезд супер! Что интересно, это частный поезд, а не РЖД. Оказывается, бывает у нас и такое.

В Москву мы прибыли рано утром. И отправились пешком от Ленинградского вокзала, куда прибыл наш поезд, на Курский вокзал. Пешком идти всего полчаса.

На Курском вокзале сели в электричку до Серпухова. Электрички здесь есть простые и скоростные. Скоростные - это такое же барахло, но почему-то стоит на 100р дороже, а идут всего на 15 минут быстрее. В общем, нелепое надувательство. Простые называются " комфорт плюс - поезда повышенной комфортности". Повышенный комфорт для нас проявился в том, что были заколочены оба туалета, а еще плохо отапливался салон поезда. Хотя на табло высвечивалось, что температура +19, всю дорогу приходилось кутаться в верхнюю одежду - видимо прогрев не шел дальше того места, где висит это табло.

Прибыли в Серпухов примерно через два часа.

Здание вокзала абсолютно пустое. Ни касс (билеты продают в павильончике на улице), ни автоматов с кофе. Вообще, в Серпухове кофейных автоматов мы не увидели нигде, видимо не предполагается, что туристы могут ими пользоваться. Хотя в Смоленске и Новгороде я их встречал. Московская область в плане туризма сильно отстает. Туалета на вокзале нет, но он есть вдали, в маленьком домике, который не сразу увидишь, а в торговых центрах рядом туалеты платные - какое-то редкостное жлобство. Все  это я пишу не для того, чтоб критиковать сам Серпухов, потому что город мне понравился, а лишь неготовность его властей к развитию туризма.

Внутри довольно красиво. Здесь можно посидеть, погреться, попить чаю, любуясь архитектурой. Зарядив в фотоаппарат батарейки, мы отправились в город. Прямо у вокзала автобусное кольцо, где множество автобусов и маршруток готовы отвезти вас во все возможные направления

Мы выбрали тот, что ехал во Владычный монастырь. В реальности автобусов и маршруток намного больше, чем написано в интернете. Многие рейсы в интернет-расписаниях не указаны, а на самом деле имеются. Приехав на окраину города, где находится Владычный монастырь, я отправился в кафе, чтоб взбодрится. В кафе сладко спал кот, позволяя милостливо гладить себя всем желающим

Когда я стал фотографировать крепостные стены монастыря, то из бойницы крепости вылез еще один кот, выпрыгнул из стены наружу, и побежал по своим делам. Это выглядело необычно и впечатляюще. Кот словно показал, кто тут настоящий хозяин

Владычный монастырь окружен всякими заборами, пристройками, закрытыми территориями - в общем, этот памятник архитектуры для осмотра не очень доступен. И снаружи, и внутри - доступ к его стенам и башням очень ограничен. Это плохо. Монахи получили древнюю постройку, которую сами не строили, чтоб жить в ней, но зачем же запрещать людям изучать архитектурное наследие предков? К сожалению, в последние годы эта печальная традиция стала набирать обороты во многих городах России, православная церковь все больше захватывает, и все больше ограничивает. Но здесь, при желании, кое-что все же можно разглядеть

Вот здесь к крепостной угловой башне пристроили какое-то уродливое сооружение, которое не имеет отношения к старинному архитектурному комплексу. И все для того, чтоб в нем торговать. Нынешним хозяевам древнерусской архитектуры совершенно нет до нее дела, они не относятся бережно к историческому облику, к нашей истории.

Главное, на что следует обратить внимание, разглядывая старинные русские монастыри - это то, что почти каждый монастырь был мощной крепостью. И эта башня лишнее тому подтверждение. Монастыри не просто защищали себя и свои богатства, что было важно в неспокойные времена, когда было полно вокруг разбойников. Они еще часто служили дополнительными крепостями на окраинах русских городов. И в случае нападения на княжество вражеского войска - первыми принимали на себя удар, сдерживая агрессоров, что давало городу выигрыш во времени. За это время город мог подготовиться к обороне, или выслать свое войско для нанесения ответного удара.

Во Владычном монастыре суровая мощь стен сочетается с красотой и оригинальностью русской архитектуры. Особенно красива надвратная церковь!

Заходим внутрь. Там группе паломников что-то торжественно рассказывает экскурсовод

Про Серпуховский Владычный Введенский монастырь принято писать, что он " один из самых древних ". Это совсем не так, но для москвичей, чей кругозор обычно не выходит за рамки их региона, это кажется правдоподобным, монастыри Новгорода  и Пскова, как более древних и развитых центров русской культуры, они знать не хотят. Тем не менее, монастырь действительно имеет давнюю историю. Считается, что он основан в 1360 году. А было это так: прогуливался здесь митрополит Алексий, и вдруг голос Божией Матери сказал ему, что именно здесь надо основать монастырь. Так и было сделано. А так как Божия Матерь Владычица, то и монастырь в честь нее назван - Владычный.

Скорее всего, легенды все эти придумывались сильно позже, а место для монастыря выбиралось из других соображений. Например, чтоб легче было оборонять в случае нападения, а также - чтоб удобнее было пользоваться транспортным путем, роль которого в этих местах выполняла река Нара.

Птицы на кресте церкви. Дали сделать лишь один кадр. После щелчка фотоаппарата при первом снимке - улетели, и больше не возвращались.

В монастыре большая часть огорожена. Стоят запрещающие таблички. Никуда нельзя.

Церковь Георгия Победоносца. Построена примерно в 1599 году.  Вот что про нее написано на сайте Соборы.Ру : "Особенно интенсивное строительство шло на протяжении нескольких лет, начиная с 1598 года, и в середине – второй половине XVII века. Работы велись на средства царя Бориса Годунова, и были связано с победой русских войск над войском хана Казы-Гирея, одержанной на Оке под стенами Владычного монастыря."

Она же с другой стороны

Крепостная башня. В 1598 году Борис Годунов со своим войском отправился отражать нападение армии крымского хана. Крымские орды нередко доходили до самой Москвы, и были для русской земли тогда крайне серьезной угрозой. Монастырь стал базой для размещения русского войска, оттуда нанесли удар по татарам. По легенде, ночью из монастыря вышел сам Георгий Победоносец на белом коне, и так напугал крымчан, что те пришли в замешательство, а после русские войска устроили им полный разгром.

В награду за одержанную победу монастырь получил щедрые дары. Вокруг него была выстроена новая крепостная стена с башнями, а также построены новые каменные храмы. Так что стены монастыря - это историческое напоминание о той победе.

У стен можно посидеть на скамеечках, занимаясь познавательными беседами о русской истории...

Введенский собор был построен в 1597 году, и тоже на средства Бориса Годунова

Изначально монастырь был мужским, а девичьим он стал лишь в 1806 году. Ныне он тоже женский монастырь.

Зайдем в храм Георгия Победоносца

Что-то в последнее время православная церковь любит писать про скорби, которые посылаются тем, кто в храме разговаривает, или еще что-то по мелочи нарушает. Как-то все меньше и меньше доброты и любви к ближнему, одни угрозы. Не думаю, что те монахи, что жили тут во времена Бориса Годунова, одобрили бы такое поведение.

Внутри я успел сделать лишь один снимок, после чего на меня напала монахиня, и выгнала из храма, заявив, что закон запрещает фотографировать в церквях. Вообще это полный бред - такого закона нет и не было, более того - закон говорит, что фотографировать во всех общественных местах можно, и все запреты могут быть лишь пожеланиями, но не больше. Ругаться я с ней не стал, у меня нет такой цели, и ушел, но отношение такое расстроило.

Выйдя из монастыря, мы решили попробовать найти хоть один участок его стены, где нет пристроек и заборов. Для этого пошли по городским улочкам , которые здесь напоминают сельские, чтоб подобраться к стенам монастыря со стороны реки. По пути видели вот такой необычный дом, где кусочек старинной деревянной стены вписали в более современную постройку

А вот и то, что я искал! Крепостная стена, с бойницами! Она закрыта кустами, деревьями, репейником. Но зимой пробиться сюда проще, и можно поэтому ее разглядеть. Это конечно удивляет: казалось бы, сделайте тропу для туристов, чтоб они могли восхищаться красотой и мощью крепостных стен Древней Руси, делать фотографии на память, приобщаться к истории. Но нет, и башни, и стены - все заросло, просто так не подойдешь, если только нет очень сильного желания и упорства. Так и уезжают отсюда туристы, многого не увидав....

Стена высокая и мощная! Такая вполне могла задержать вражеское войско. Вдали виднелся шатер башни, но туда я уже не пошел - там был совсем бурелом, да еще остатки какого-то деревянного забора.

Чтоб обойти все кусты, подбираясь к стене, нам пришлось идти по колено в снегу. Потом долго вытряхивали снег из штанин и ботинок. Обувь у нас не была походной, к таким приключениям никто не готовился

Окраины Серпухова здесь очень унылые. Участки все ограждены убогими жестяными заборами, и их владельцы словно соревнуются, кто сделает свой участок максимально некрасивым. При этом владельцы явно при деньгах, о чем говорят и дома, всякие решеточки с узорчиками, и их машины возле домов.

Местами попадаются старинные постройки

Во время перехода по мосту через реку нас ждал неприятный сюрприз. Тротуар тут представляет собой настоящее болото. Смесь песка и снега, наполненная водой! Промочили ноги неизбежно все! Наш турист Юрий сфотографировал это безобразие, и отправил жалобу. Через пару дней ему пришел ответ, что жалоба принята, а снег убран, и прислали фото, где это место было чистым.

Подходим к роскошному храму , о котором нам говорила бабуля в автобусе, когда мы ехали во Владычный монастырь. Местные называют его церковью Николы Белого. Другое название  - Никольский собор, а также Храм Святителя Николая. Церковь построили при императоре Николае Первом, в 1830-50-е годы. Он расположен на холме, поэтому виден издалека.

Колонны с портиком находятся по обе стороны от церкви. Внутри я не стал фотографировать, потому что, когда зашел внутрь, увидел там гроб. Кого-то отпевали, и присутствие туриста поэтому было бы неуместным.

Стоит отметить, что во всем городе снег был убран безобразно (то-есть, вообще никак не убран, а лишь присыпан сверху песком, что еще больше ухудшило ситуацию). А возле храма святого Николая - убрана территория идеально.

Двигаемся дальше. Теперь перед нами бывший Распятский монастырь. Ныне от него остались лишь отдельные фрагменты - одна действующая церковь, одна заброшенная,  а также множество развалин крепостной ограды, состояние которых крайне плохое.

Мощная надвратная церковь. Зимой она выглядит особо сурово. Вполне могла служить крепостной башней, как это часто бывало в монастырях, когда надвратная церковь одновременно обороняла ворота от вторжения.

Залезаем внутрь

При большом желании и ловкости можно попасть наверх. Но я не был уверен, что смогу после этого вернуться. Лестница не внушала доверия, ее перекладинки хрустели под моим весом, поэтому я предпочел ограничиться одной фотографией через дыру, а потом спуститься назад

Второй этаж. Если вы турист легкой весовой категории, вы сможете сюда залезть и погулять, приобщившись к старине

Темные комнаты первого этажа башни

Про Распятский монастырь информация везде написана разная, попробую из нее извлечь нечто среднее арифметическое. Итак, здесь появилась обитель в 1662 году, это был Новорождественский монастырь, позже названный Распятским. Он был беден, не имел никаких владений, жил на подаяния. В 1764 году монастырь был упразднен, от него осталась лишь приходская церковь - Распятский собор, в которой продолжались службы. С тех пор и начали приходить в упадок Надвратная башня-церковь и ограда.

Распятская церковь была построена в  1718 году на средства княжны Гагариной. Она продолжала действовать после упразднения монастыря, и действует до сих пор

В советское время церковь передали медицинскому училищу,которое использовало ее как общежитие.

Несмотря на запущенность и заброшенность, монастырь хранит дух старины. В нем все настоящее, нет обилия церковных лавок и запрещающих табличек.

Интересно, что храм вовсе не замышлялся как одноэтажный. Заказчица хотела выстроить храм как в столице,то-есть как в Петербурге, с размахом и роскошью, но стройка в какой-то момент прервалась, и поэтому крышу положили на единственный построенный этаж.

Ворота монастыря с другой стороны. Построены были на средства местных купцов.

Ну что ж, а мы пойдем по улицам Серпухова, в сторону Высоцкого монастыря, который увидим позже. Улицы сами по себе очень интересны - здесь большинство домов старинные, построены почти все до революции

Вот этот дом - усадьба 18 века

В Ленинградской области есть деревня Сологубовка, которая была имением дворянина польского происхождения по фамилии Соллогуб. Вероятно, он из этого же дворянского рода, что владел усадьбой в Серпухове, перед которой мы сейчас стоим

Рядом с усадебным домом - старинные ворота двора. И дальше какая-то полуразрушенная постройка

Замысловатая надпись! Дальше расположено здание местной тюрьмы. Куча видеокамер, окна-бойницы, колючая проволока, охрана... Я предпочел не останавливаться для фотографий

Красивый теремок!

Какая же раньше была красота на улицах русских городов! То, что дожило до наших дней, о ней напоминает!

Деревянных домиков здесь много. Большинство отремонтированы, покрашены.

Вроде и маленькие домики, зато сколько узорчиков...

Вот еще русская старина

Соединение красивого старого с некрасивым новым.

Какое-то безумное смешение всех стилей и строительных материалов. Хозяин дома сошел с ума.

Красота!

Старинные ворота! И на калитке - белой краской написано имя владелицы участка.

Бабуля чистит дорожку от снега возле своей избушки

Вдали показались купола Высоцкого монастыря. Мы идем туда. Город почти закончился

Высоцкий монастырь расположен тоже на холме, и с него открывается вид на основную часть Серпухова, которая осталась сзади.

Впереди нас ждал красивейший Высоцкий монастырь, но об этом я расскажу в следующий раз. А пока что, прочитав эту статью, вы запомните, что это далеко не все красоты Серпухова, поэтому помещу сюда одну из фотографий Высоцкого монастыря, чтоб вы в этом сразу убедились

А еще покажу одну фотографию архитектурного комплекса Серпуховского кремля. Этот город богат красивыми и интересными местами, и я надеюсь, что за время чтения этой статьи вы в этом уже убедились.

Схема нашей прогулки по городу.

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:https://vk.com/club17791063

Tags: Московская область, Серпухов, деревянные дома, заброшенное, крепость, монастырь, путешествия, церкви

promo pohod_vosemvrat сентябрь 5, 2017 18:53 2
Приглашаю всех желающих на мои занятия! Возраст - от 16 до 50 лет, мужчин и женщин с любым уровнем подготовки, даже нулевым, главное - желание заниматься! Тренировки доступны по стоимости и нагрузкам каждому! Наше направление - боевое. Упор в занятиях - на получение навыков самозащиты. Изучаем и…