Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat

Карелия. Водопад Кивач и скала Чертов Стул. Однодневная поездка из Петербурга.

В минувшее воскресенье мы совершили самое дальнее автобусное путешествие из всех, что у нас были, проехав целых 500 километров в одну сторону, а потом столько же обратно, и оказавшись в самой глубине Карелии, за Петрозаводском и Кондопогой. Дорога была дальняя, но места очень красивые - и все с удовольствием перенесли долгий путь ради созерцания карельских красот. Подробнее о нашем путешествии я сейчас и расскажу.

Для поездки мы арендовали автобус  с водителем. Наш повез Виктор, который нас возит по далеким уголкам нашего региона вот уже два года. Только ему мы доверяем столь  ответственные и сложные поездки. Итак, стартовали в 6.45 с Удельной, в 7.20 подобрали вторую часть на улице Дыбенко - рванули в Карелию. Назад мы вернулись в 23.20 к Дыбенко и в 23.50 к Удельной - так что все без проблем успели на метро.

Первой целью была гора Ваара и скала "Чертов Стул" на окраине Петрозаводска. Для того, чтоб попасть туда, надо проехать по понтонному мосту через протоку (пролив Соломенный, соединяет  озеро Логмозеро с заливом огромного озера Онежского). Движение на мосту одностороннее. Сначала едет поток машин в одну сторону, когда он кончается, загорается зеленый свет машинам с другой стороны, и уже едут они все целиком, пока не проедет последняя, и так много раз.

Пейзаж на другом берегу - востину северный! Весь район построен на скале, много маленьких домиков на гранитном фундаменте. Над всеми возвышается старинная церковь 1781 года постройки  - храм во имя Сретения Господня.

Онежское озеро хмурое и неприветливое. Тут ощущаешь, что это и правда север, в отличие от тепловатого Петербурга, где и зим настоящих почти не бывает.

По Ботанической улице доезжаем до ботанического сада. Часть его - платные экспозиции, часть - бесплатная, относящаяся к природному памятнику. Туда можно только пешком. Идем по тропинке, до горы минут пять пешком. Первое, что видим - языческая поляна. Стенд возле нее возвещает о том, что это созданная энтузиастами копия настоящей карельской языческой поляны.

Лабиринт, как в детских игрушках советской эпохи. По таким лабиринтам гоняли металлический шарик, чтоб попасть с краю в центр или наоборот. Те, кому за 30, такие игрушки помнят. Только здесь гоняют не шарик, а человека.

Дальше подходим к горе. Стенд сообщает, что "Чертов Стул" она носит название потому, что поляна это сиденье, а за ней верхняя часть горы, похожая на спинку. Ничего такого ныне не видно - просто лес, но вот в самой скале под поляной "стул" в каменном массиве и правда есть.

На территории природного памятника можно собирать ягоды.

В Карелии 28 октября - уже зима. Все замерзшее, но ягоды, как ни странно, и правда есть. Мне удалось найти немало кустов с одиночными ягодами черники - и поесть их. Кроме того, растущая здесь рябина, испытав действия морозов, перестала горчить - и тоже стала съедобной.

А вот и "стул" в скале. Каменная прямоугольная ниша похожа на кресло, царский трон. Наверняка в древние времена здесь сидели языческие племенные вожди, проводили всякие ритуалы или раздавали отсюда приказания.

В этом каменном кресле можно сидеть, свесив ноги в пропасть...

Представляю, как эффектно выглядел вождь племени, восседая в этом каменном стуле внутри скалы, особенно со стороны озера, издалека, да еще если ему вниз были подстелены ковры или медвежьи шкуры... Так что, если где и есть Чертов Стул - то здесь. Все остальное на него никак не похоже.

Скала сама по себе красивая.

Есть, где погулять. Только надо быть осторожным - склоны где-то крутые, а где-то просто отвесные.

В северной природе ощущается сила и романтика...

Несмотря на то, что место явно популярное - здесь почти нет мусора. Пишут, что в старину здесь было культовое языческое место. Проводились разные обряды, например гадания на костях животных. Наверно, крутили их, как при игре в "бутылочку", а останавливаясь, кость указывала на что-нибудь. Хотя может и по-другому как-то...

Скала лишь отчасти напоминает то, что есть у нас на Карельском перешейке. Камень тут все-таки какой-то другой. Говорят, в древности тут был вулкан, и скала образовалась из застывшей лавы.

Вниз лучше не падать - высоко!

Вид на Онежское озеро с вершины скалы. Очень красиво!

Вдали просматривается какой-то островок.

Погуляев по верхней части скалы, мы спустились вниз.

Идем вдоль скалы.

Если верхняя часть напоминает гранит, то нижняя - что-то совсем необычная. Тут настоящая мозаика. Видно, что была когда-то расплавленная вулканическая масса, которая застыла, образовав причудливые разноцветные сочетания из разных материалов.

Что это такое не знаю, но минерал в нижней части скалы - слоистый, чем-то похож на сланец. Удивительное дело - он легко отслаивается, но при этом отдельные пластинки - довольно твердые, ими можно царапать по другим камням.  Жаль,. что я не геолог - очень интересно наблюдать это разнообразие минералов в Карелии. И жаль, что некому пояснить, что перед нами...

Идем дальше. Здесь скала отвесная. И в отличие от наших гранитов - похожа больше на кристалл.

Какое-то кристаллическое скалистое образование, в отличие от ошлифованных и гладких гранитов. То ли и правда последствие вулкана, то ли от землятрясения, коих в Карелии было немало.

Сфотографировались на краю скалы. Правда, из 19 человек, составлявших группу, рискнули далеко не все.

День в конце октября в Карелии весьма короток, тем более на 62 широте, где будет конечная точка нашего путешествия. Поэтому, проведя час на скале, мы поехали в сторону водопада Кивача, куда от Петрозаводска ехать почти час. По пути остановились на городском пляже под названием Пески.

Сосульки на дереве напоминают о том, что зима тут уже наступила....Петрозаводск в среднем за год холоднее Петербурга на два градуса, это много. Хотя его все же тоже греет Онежское озеро зимой, поэтому настоящих сибирских морозов, как у нас вдоль Ояти  - наверно здесь не будет.

Пляж к концу октября выглядит печально.

А вообще, Онежское озеро - очень красивое! Со своими уникальными пейзажами и ландшафтами.

Плещут холодные волны... Мы закаленные, но купаться здесь не рискнули. Очень холодный дул ветер

На пляже есть вышка. Естественно, мы туда залезли.

Вид с вышки.

На пляже белые пятна  - это комья снега и льда. В Ленинградской области его еще нет, а тут уже был не раз, ведь это остатки с прошлых дней. В тот момент, когда мы фотографировали, снегопад тоже начался, правда был недолгим.

Спустя час доехали до входа в заповедник Кивач. Было это в 16.00, а в 16.40 здесь уже заходит солнце, почти на час раньше, чем в Петербурге, потому что здесь и севернее, и восточнее. Билет стоит 150р полный и 75р для пенсионеров и студентов. Инвалидам бесплатно.

Это заповедник, и ходить здесь можно только по туристической зоне.

К водопаду Кивачу ведут две дорожки. Одна - на верхнюю обзорную площадку, другая - на нижнюю.

Если пойти налево от входа, то можно выйти к группе деревьев, под которыми есть таблички, сообщающие о том, что растет перед нами.

Вот она, пихта. При плохом освещении я бы принял ее за елку.

Здесь же - памятник советским солдатам, погибшим в Карелии в годы Второй Мировой войны.

Здесь братская могила.

В годы войны здесь пропали без вести 150 тысяч советских солдат. Большинство из них так и остались лежать в карельских лесах и болотах. Они до сих пор не найдены, не похоронены.

Выходим к верхней смотровой площадке. Ограждения весьма не лишние - свалиться вниз весьма легко, особенно после заморозков и снегопада. Тут скользко.

Водопад состоит из двух ступеней. Каждая из них не особо высокая, поэтому водопад не кажется очень мощным.

На фото - верхняя ступень. Нижнюю, более мощную, увидим с нижней площадки.

Река образовала посреди скал широкой и глубокий каньон. Велика сила воды!

Скалы по берегам.

Поток воды мощный! Правда, когда называют Кивач самым мощным водопадом Карелии - по-моему, это заблуждение. Водопад Юканкоски возле Сортавалы в несколько раз выше, а мощь его явно больше, так как шум его мешал разговаривать, а здесь этого эффекта не было. Но зато Кивач живописнее.

Ниже в него впадает речка, водопады на Суне и ее притоке - соединяются, образуя двойной водопад.

Туристы фотографируют водопад. Вместить в кадр сразу все его ступени невозможно.

Переходим по мостику речку, которая впадает в Суну, образуя водопад-приток.

Соединение двух водопадов.

Засчет этого двойного мощного водопада - Кивач и становится невероятно красивым!

Отличное место для фотосессии! Влад и Настя используют эту возможность.

Вид с нижней обзорной площадки. Красотища!

Вода белая - редкость для этих мест! Все остальные водопады - с водой торфяного цвета. Это место изумительно красиво, и наблюдать за сливающимися потоками воды можно бесконечно - зрелище успокаивающее и умиротворяющее...

Поэтому я сделал не только фото, но и видео! Его можно просмотреть по ссылке в ВК: https://vk.com/video-17791063_456239030?list=dd02fc05e8d31fafed

В 17.00 стало совершенно темно, и мы с чистой совестью поехали домой. По пути дважды делали остановки на автозаправочных станциях - одним для посещения туалета, другим - просто походить и размять ноги, так как 500 километров и 6 часов в пути  - дело нелегкое. С двумя остановками по 10 минут дорога назад заняла у нас 6 ч 20 минут - и это при том, что было темно, при свете можно еще быстрее. Стоит еще отметить, что в субботу вечером дорога назад была совершенно пустой, а шоссе - весьма хорошего качества.

Вот карта нашей поездки

---------
Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения.

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063

Tags: Карелия, Онежское озеро, Петрозаводск, Чертов Стул, водопад Кивач, водопады, гора, поход, походы, путешествия, скалы

Разной информации по пандемии, вирусу, смертям и прочему много - общее - только одно - не было смертей здоровых людей. Всегда какие-то сопутствующие заболевания. И возрастная статистика смертей абсолютно в это укладывается. Иммунитет здорового человека достаточно легко справляется со всякими…