Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat

Category:

По северу Новгородской области. Посещение Тесовской узкоколейной железной дороги.

Север России богат болотами, а где болота - там много и торфа. Торф - полезное ископаемое, которое используется уже с давних времен, как горючее, но популярен он и в качестве удобрения. Газа и нефти раньше не было разведано столько, сколько сейчас, да и газопроводов было мало, поэтому решать проблемы отопления с помощью торфа и каменного угля - было единственным выходом. Каменным углем богат юг России, а на севере - огромные залежи торфа. Если посмотреть на карту северных границ Новгородчины, то болота, а с ними и торфоразработки - занимают какие-то фантастические по размерам территории.

Когда-то эти предприятия процветали, но сейчас их принято считать убыточными. Это крайне сомнительно: в 1920-е годы к нам приезжали добывать торф американцы, получая лицензию на разработки месторождений, в других странах тоже торф добывается, а вот именно в России сейчас почему-то не приносит прибыли. Напрашивается вывод - что так просто обслуживаются интересы нефтегазовых компаний, которые выдавливают конкурентов. В любом случае, нам надо отметить, что когда-то это была огромная отрасль промышленности, где были заняты тысячи людей, возникали при торфоразработках десятки поселков, здесь кипела жизнь, зарабатывались хорошие деньги, страна получала дешевое топливо и минеральное сырье. Теперь же все умирает...

С тех славных времен, когда добывался торф - остались последние немногие предприятия по его добыче. А с ними - и узкоколейные железные дороги, которые кажутся большинству из нас чем-то очень экзотическим. На одной из таких УЖД возник народный музей. Вот туда то мы и отправились в воскресенье, после того, как посетили святой источник в Глухой Керести.



Итак, в 11.30 мы вышли от источника ( о посещении его я писал здесь: https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/72076.html ) , в 13.00 неплохо бы нам быть в поселке Тесово-Нетыльском, который был центром этих гигантских торфоразработок. Там нас ждут приветливые и любезные сотрудники музея УЖД. Пару слов о музее. Он создан стараниями энтузиастов железнодорожного дела, которые собирали из разных мест локомотивы и вагоны, обслуживавшие узкоколейки, восстанавливали, красили, и теперь это все показывают туристам. Это очень здорово - ведь узкоколейные дороги постепенно исчезают, подвижной состав и рельсы режутся на металл, и скоро просто люди забыли бы о их существовании. А так - взрослые и дети могут окунуться в прошлое, в мир необычной техники, узнать много нового и познавательного.

Кстати, почему вообще использовались узкоколейные дороги? Дело в том, что они намного дешевле, а строить их проще. Меньше объем по возведению насыпи, меньше металла требуется на рельсы и дерева на шпалы. Для пассажирских перевозок они не очень удобны, а возить небольшие вагончики с полезными ископаемыми - для этого узкоколейки просто идеальны.


До Тесово-Нетыльского мы шли по шпалам, это самый короткий путь.



Прошли станцию Кересть, затем вышли на 123 километр, где повернули налево, в центр поселка. Поселок встречает разрухой - такое ощущение, что здесь все еще не закончилась Великая Отечественная война...



Нет, войны все-таки здесь не наблюдается - это просто "Россия встала с колен". В 1950-е был расцвет торфодобычи, здесь работали полторы тысячи человек, а сейчас всего 40, и вот-вот убьют последние котельные, использующие торф, и предприятие встанет окончательно. К тому же, вагоны дряхлеют, а новые к ним уже никогда не поступят.



От государства требовалось бы хотя бы не мешать, мы уж даже не будем говорить, что своему производителю можно и помочь, как делается в Европе, но помогают у нас исключительно олигархам-миллиардерам, да всяким ***, попавшим - весьма заслуженно - под санкции. Мелкий производитель на это рассчитывать не может. А ведь это очень плохо! Торф - наше богатство, у нас его много, это стратегически важная отрасль, на случай, если кончатся нефть и газ! Но - никого это не волнует...

На подходе к музею нас встречает Антон Малышев, работник, приехавший ради нас на той же электричке. Мы видели его еще в поезде, когда ехали. Он нам рассказывает про текущее состояние дел здесь. Потом начинает показывать разные объекты и рассказывать о них подробно.



Не буду пересказывать все - лучше вам поехать и послушать самим, если правда интересно. Просто мельком пробежимся по тем объектам, что там можно увидеть. Кстати - чем замечателен такой музей - что здесь все можно потрогать, залезть внутрь, исследовать интерьеры вагонов, а в некоторых и покататься. Это очень здорово, особенно для подростков!

Это вагон-снегоочиститель. Чистит рельсы от снега, которого нападало очень и очень много.



А это тепловоз, работающий на узкоколейных дорогах.





Это автомотриса - так называются моторные самоходные вагоны. В отличие от тепловозов, их задача перевозить людей внутри себя, а не грузы. То-есть, аналог маршрутки, только на рельсах.



Это большой тепловоз для узкоколеек. Он тяжел для этой местности, его выпускают только по праздникам, с большой осторожностью.



Вагон для перевозки щебня



Красная цистерна. Отличается от обычных тем, что колеса приделаны прямо к ее дну, а какой-то платформы, на которой она лежит - нет. Минимализм и экономия во всем.



Белый вагон - это холодильник. От обычных вагонов-рефрижераторов отличается тем, что холодильной установки в нем нет, а его просто заполняли льдом, который охлаждал содержимое вагона. А за ним - вагончик для торфа.



В таких вагонах перевозили и грузы, и людей. Если возили людей, то внутрь ставили печку, утепляли вагон - и тогда он назывался "теплушкой".



Хотя нам чаще знакомы по фильмам теплушки на ширококолейных дорогах. А такие были на разных производствах и в концлагерях. Но кое-где был и пассажирские узкоколейки. И , как нам сказал наш экскурсовод, до сих пор существуют в Белоруссии и на Украине в некоторых районах.



Видимо, это тоже была какая-то автомотриса, но покруче. Со временем, надеюсь, ее покрасят и восстановят.



Еще один тип самоходных моторных вагончиков. Тоже автомотриса. Вроде бы такие использовались для санитарных перевозок. Типа скорой помощи.



Голубой вагон - это вагон-столовая. А зеленый - вагон для пассажирских перевозок. В таких вагонах ездили на работу трудящиеся. А кое-где они используются в качестве обычного транспорта, перевозя дачников и туристов.



Пассажирский вагон узкоколейки похож на обычный



Внутри он выглядит вот так



А вот внутреннее убранство вагона-столовой.



Очень даже комфортно! Мы с удовольствием тут и обедали, и ужинали. Сотрудники музея нас обеспечили горячей печкой, прогревшей вагон, чаем и печеньем.



Теперь пришло время и покататься. Идем к автомотрисе. Наша цель - доехать до торфоразработок.



Внутри вагончика



Говорят, ее производили в 1980-е



Поехали



Однако проехав минут 20, мы так и не доехали до разработок торфа - рельсы обледенели. Один раз даже пришлось толкать вагон - так он намертво застрял. Поняв, что такое будет повторяться снова и снова, сотрудники музея предложили нам вернуться, а вместо окончания поездки - попробовать водить тепловоз, получив уроки вождения. Мы с радостью согласились.



Но сначала мы заглянули внутрь красавца-тепловоза



Кабина машиниста



Здесь дизельный двигатель крутит мотор, вырабатывающий ток. Этот ток идет к колесам, где уже другой двигатель - электрический - крутит колеса. Это называется электрической передачей. В автомобилях и маленьких тепловозах используется механическая. Но она может не выдержать больших нагрузок, и с ней сложнее переключать режимы скорости.



Теперь идем в синий тепловоз - учиться вождению



Кабина машиниста



Вид в окно



Антон объясняет нам простейшие манипуляции, нужные для запуска тепловоза



Где еще, в каком музее - будет столько радости? Только здесь



Во все датчики давления, скорости и прочего - не вникаем, осваиваем только главное



Никогда я не водил автомобиль, но даже я запомнил сразу.




Маленький переключатель - регулирует передачи, в среднем положении она отключена. Круглое колесо - дает газ, чем больше закрутишь, тем больше газа и скорости. Ну и красная ручка - это тормоз.



Автор заметки запускает тепловоз, включая передачу



12-летний парень, приехавший с нами, пробует водить тепловоз. Он это делал дважды, для него потому что важнее, а мы все по одному разу, чтоб успеть до того времени, когда надо будет идти на станцию



Нас было 12 человек. Так что обучение шло в два этапа, потому что больше 7 человек в кабину не влезали. Другие же в это время пили чай в вагоне-столовой. В 18.00 мы пошли на станцию.



По пути зашли к мемориалу, что установлен в память о советских воинах, погибших здесь.



А еще поводили хоровод вокруг елочки в центре поселка.



В 19.30 сели в дизель на станции Рогавка. Тот же самый, на котором приехали. В 22.15 были в Купчино.

-------------



Вам понравился материал в моем блоге?  Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований в наступившие сложные времена... Ваш вклад поспособствует  развитию туризма и краеведения.
-------------------------------------------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: https://vk.com/club17791063


Tags: Новгородская область, Рогавка, Тесово-Нетыльский, локомотив, музей Тесовской УЖД, поезд, поход, походы, путешествия, узкоколейка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo pohod_vosemvrat september 5, 2017 18:53 2
Buy for 10 tokens
Приглашаю всех желающих на мои занятия! Возраст - от 16 до 50 лет, мужчин и женщин с любым уровнем подготовки, даже нулевым, главное - желание заниматься! Тренировки доступны по стоимости и нагрузкам каждому! Наше направление - боевое. Упор в занятиях - на получение навыков самозащиты. Изучаем и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

Recent Posts from This Journal